Экологическое воспитание дошкольников

                                                                         

    «Все мы дети одного  корабля
по   имени Земля, значит, пересесть из него
 просто некуда… Есть твердое правило:
встал поутру, умылся, привел себя в порядок
– и сразу же приведи в порядок свою планету.»
Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель, поэт)

     

     Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека в этом мире. Мы в ответе не только за себя и свой дом, но и за все человечество. Заботясь о природе, защищая ее и приумножая ее богатство, мы делаем еще один шаг к процветанию.  

     Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно           сложно. Важно своевременно  развивать экологическое сознание  маленькой личности.  Поэтому экологическое воспитание — одно из                                    основных направлений в системе образования.

        Важность этого утверждения подчеркнута  на государственном уровне:

2017 год объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

Утверждена официальная эмблема Года экологии в РФ

В нашем ДОУ создана группа педагогов, отвечающая за выполнение мероприятий по экологии.   


 Экологическое воспитание в ДОУ начинается с планирования: 


Содержание экологического воспитания определено

программой  С.Н. Николаева «Юный эколог»

      Эта программа направлена на формирование начал экологической культуры детей. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают.


           В нашем дошкольном учреждении экологическое воспитание            реализуется через организацию различных мероприятий:  бесед и занятий развивающего типа.

1.      Уроки доброты

Уроки доброты мы проводим с подгруппой детей в процессе их обращения к миру природы. Для полноты эффекта занятия могут сопровождаться музыкой, чтением художественных произведений.  Тематика наших  занятий разнообразна:

Где зимует воробей?
Знакомые незнакомцы (о растениях).
Как заботиться о комнатных растениях.
Грач – птица весенняя.
Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево.
Жители морских глубин и др.

2.  Открытые занятия

  •   «Зимующие птицы« (старшая группа), автор воспитатель Моргунова Надежда Борисовна

Дети ближе познакомились с зимующими птицами, особенностями их жизни. Узнали, как птицам трудно добывать корм в лютое зимнее время и        ранней весной. Узнали, как можно помочь птахам. Главное — вовремя         изготовить своими руками кормушку и покормить зёрнами и хлебными крошками. Конспект  «Зимующие птицы»

  • «Земля — наш общий дом» (подготовительная к школе группа), автор музыкальный руководитель Иванова Татьяна Викторовна

На этом занятии мы все – и дети, и взрослы —  учились любить родную              природу, беречь и заботиться о нашем общем доме – планете Земля.

 «Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, — на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки». Д.С. Лихачев.

3. Проектная деятельность    

Знания  преподносятся детям не изолированно, а в привязке к комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Поэтому здесь огромную роль играет практическая деятельность детей.  С этой целью организуем проектную деятельность.

Исследовательский проект «Поможем пернатым друзьям!»

     В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Исследовательский проект  «Вторая жизнь пластиковой бутылки»

       «Дорога цивилизации вымощена консервными банками» А. Моравиа.  Увы! Зачастую такую унылую картину наблюдают наши воспитанники. Чтобы научить детей бережному отношению к окружающему миру, осуществлен данный проект.  Исследовательский проект

4. ПрАздники, развлечения

Экологический праздник «Сохраним природу!»

(для средних и старших групп)

Забирая что-то у природы, нужно обязательно давать что-то взамен. Иначе мы получим в итоге голую планету – без лесов и морей, без растений и животных. Конспект развлечения

Леса без птиц и земли без воды.

Все меньше окружающей природы.

Все больше окружающей среды.

                    Р. Рождественский

Театрализованное представление

«К. И. Чуковский — друг животных»

5.выставки, коллекции

Выставка «Камни и минералы       

  В сборе коллекций принимают участие все желающие. Представление экспонатов начинается с организации “павильона” и открытия выставки, которое проходит торжественно, под музыку. В качестве экспонатов можно использовать природный материал (листья, сучки, овощи, фрукты и др.), главное, чтобы продемонстрировать самое большое, необычное, уникальное.

Коллекция «Такие разные жуки»

Детство тянется к насекомым. Они любопытны, они порождают в интерес. А это уже — стимул к творчеству.    

6. Акции

Международная акция «Час Земли»

Часто ли мы, а тем более дети, задавались вопросом, сколько электроэнергии тратится попусту? И можно ли ее экономить? Оказывается, проведенная акция «Час Земли» показала, как мало нужно приложить усилий человеку и как много дает час сэкономленной энергии для всей планеты Земля. Наши педагоги, родители воспитанников приняли участие в этой экологической акции.  

7.ЭКологические диспуты

Экологические диспуты предполагают обсуждение и решение педагогических ситуаций. Эта форма работы может быть использована в виде итоговой беседы с детьми.

Примерные реальные ситуации для обсуждения:

  • В феврале дети средней группы во время прогулки нашли на дорожке снегиря и принесли его в группу. Подлечили, подкормили, обогрели и захотели оставить в группе. Правы ли они? Почему не надо оставлять снегиря в клетке? Где ему будет лучше?
  • Во время экскурсии в парк дети увидели полянку красивых желтых одуванчиков. Бросились к ней и начали срывать цветы. Набрали букет и подарили его воспитательнице. Почему этот букет не порадовал педагога? Что сказала воспитательница детям? Права ли она? Почему нельзя рвать цветы в лесу, парке, на полянах?

8.Родительское собрание 

«Защитим природу с пользой для ребёнка»

Родители познакомились с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем.

9. час экологического чтения

Работа по обозначенной теме предполагает создание постоянной или временно действующей “Библиотеки” экологических книг. Каждый ребенок пополняет тематическую библиотеку книгами, журналами, открытками, принесенными из дома.

В течение “Часа экологического чтения” новые статьи и книги о природе, её охране, тематические энциклопедии и другое рекламируются (форма рекламы выбирается детьми совместно с родителями), а затем прочитываются.

Также с большим интересом наши воспитанники посещают детскую библиотеку №2, где знакомятся  с книгами о природе.

10. «Зверьё моё»

«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с  уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком» — утверждал Артур Шопенгауэр. С целью воспитания любви к братьям нашим меньшим в ДОУ устраиваются встречи с животными и птицами, которые вызывают неподдельный интерес и восхищение у ребят.

А также отражают свои впечатления в рисунках.